Добро пожаловать на сайт питомника

Здесь Вы найдете информацию о собаках породы: Джек Рассел терьер, Вельш Корги Пемброк, Миниатюрный бультерьер / минибуль /, Английский стаффордширский бультерьер / стаффбуль, стаффи /. Фотографии собак, щенков, выдержки из стандартов пород и множество другой информации по разведению и содержанию собак! Так же Вы сможете купить щенков этих пород в нашем питомнике ( в Москве ) недорого.





Here You will find information about kennel-klub "Star Dust" (breeds: Jack Russel Terrier, Welsh Corgi Pembroke, Mini Bull Terrier, Staffordshire Bull Terrier), photographies of dogs and puppies, endurances from standards of sorts, as well as information on tonsorial and hotel for dogs and ensemble other information on a reconnoitring and contents of dogs.

ЗАПИСКИ ДРЕССИРОВЩИКА. СОБАКИ-ТЕРМИНАТОРЫ



О сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух!
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений — парадоксов друг.
А.С. Пушкин.

Когда-то эти строки были эпиграфом к культовой телепрограмме «Очевидное — невероятное». Увы, её, как и замечательного ведущего Сергея Петровича Капицы, больше нет с нами…

Но гениальные пушкинские строки от этого актуальности не потеряли, особенно в отношении начинающих хозяев собаки. Сколько им предстоит открытий, сколько персонажей — знатоков, советчиков и, не побоюсь этого слова, гуру — придётся повстречать на тернистом пути любителю собак! А сколько открытий чудных принесут неожиданно прорезавшиеся таланты пса в области подтачивания ножек стола или стульев, зачистки стен от обоев, а двери — от дерматина и, наконец, ненависти к обувным изделиям, причём выполненным не только из выделанных шкур животных (что можно оправдать классовой, так сказать, солидарностью), но и синтетических шедевров китайского ширпотреба.

«…Что случилось с моей собакой? Что это?» — вскричит в волнении незадачливый хозяин. «А это, друг мой, то самое деструктивное поведение», — ответим мы, ветераны отечественного собаководства.

Щенки-разрушители
Как и многие другие формы собачьего — и не только! — поведения, деструктивное поведение имеет разный, как говорят учёные, генезис, то есть определяется разными причинами, хотя последствия примерно одинаковы.

Самой распространённой и отчасти неизбежной причиной деструктивного поведения являются присущие всем псовым особенности развития щенка. Конечно, каждый щенок взрослеет, так сказать, по-своему, но тем не менее у всех щенков режутся зубы — и практически у всех этот процесс сопровождается желанием почесать обо что-то дёсны. Кроме того, щенки в определённый момент времени энергично обследуют окружающую среду — пробуя её компоненты на вкус и на зуб, как и положено псовым, главным манипуляторным органом которых являются их челюсти, — в отличие от тех же кошек или медведей, челюстям которых хватать, переворачивать и двигать здорово помогают лапы. Огромное количество времени щенок играет, причём играет с предметами, активно используя челюсти, — и это тоже естественный процесс. А если щенку не хватает каких-то микроэлементов, кальция например, то игра «оторви обои» превращается в практически медицинскую процедуру. И как увлекательно щенку рвать газеты и книги, жевать хозяйские ботинки!.. Главное, что это такое неприятное для владельцев поведение является абсолютно естественным, обусловленным естественными физиологическими потребностями…

Каждому крепкому хозяйственнику — кепку. Или носок

Кстати, порой хозяйское добро портится по недоразумению. Оставшись дома, щенок, как правило, чувствует себя неуверенно. Скрасить одиночество ему помогает хозяйское добро, которое он, как правило, складывает у себя на месте. И мои собаки поступали подобным образом. Мой Гера, хорошо известный профессиональным тренерам-кинологам своими подвигами, а широкой публике по старой заставке программы «Диалоги о животных», по паспорту американский стаффордшир, за весь период своего взросления не уничтожил ни единой вещи. Единственную травму от его режущихся зубов получила — видимо, во время транспортировки от обувной полки к Гериному месту — моя кроссовка китайского производства, которую он вместе носками, другой кроссовкой, перчаткой и бейсболкой сложил к себе на коврик в ожидании прихода хозяев. Рана, нанесённая шедевру обувщиков Поднебесной начала 90-х, была настолько незначительной, что кроссовка верой и правдой прослужила мне ещё несколько лет.

Но Гера был собакой, феноменальной во всех отношениях. Мой нынешний пёс — дальний Герин родственник, Гор, также известный внимательному зрителю программы «Диалоги о животных» по новой заставке, — в раннем детстве собирал у себя на матрасике наряду со своими игрушками целую коллекцию хозяйских перчаток, носков, бейсболок, лыжных шапок, которые умудрялся доставать из шкафов и комодов даже тогда, когда мы были дома. Кроме того, по дому он перемещался со своим тюфячком в зубах, перетаскивая его при каждой смене дислокации. Захотелось полежать у двери — тащит с собой матрасик. Все украденные вещи (носки, перчатки и т.д.) наряду с косточками и яблоком закапывались в подстилку. Такая «хозяйственная» деятельность занимала у Горки довольно много времени (нужно же успеть всё перетащить!), он уставал, от этого нервничал и порой в ажиотаже начинал трепать подстилку или подушку, под которой прятал свои богатства. Вот вам наглядный пример начала проявления деструктивного поведения. И если бы мы не справились с этим, не направили энергию щенка в мирное русло, «плохое» поведение неизбежно закрепилось бы, и забавный малыш Горка со временем превратился бы в настоящего деструктора-терминатора. Но об этом ниже.

Причину такого забавного поведения я вижу в стремлении щенка, появившегося у нас ещё при жизни пожилого уже Геры, поскорее утвердиться в новом доме. Перетаскивая с собой свой матрасик, свою личную «территориальную собственность», он как бы добавлял самому себе уверенности. Сбор у себя разнообразных хозяйских вещей — из этой же серии. Для повышения социального статуса собакам очень важна поддержка человека. Складируя у себя хозяйские вещи, Горка как бы испытывал дополнительную близость с хозяевами и этой близостью повышал свой статус в своих же собственных глазах. И, обретя эту уверенность, по-другому, чуть более уверенно строил отношения со Стариканом, который до самого своего последнего мига, уже почти ничего не видевший и не слышавший, внушал на прогулках трепет и подавлял внутренней силой всех встреченных по дороге собак — от местных дворняг до среднеазиатских и кавказских овчарок.

Кстати, никаких конфликтов с Герой у Горки не было, разве что одно мелкое недоразумение, случившееся во время совместного жевания говяжьей лопатки. Тогда Могучий Старикан сослепу случайно хватанул лапу малыша. Вот крику-то было! К счастью, твёрдые Горкины косточки выдержали давление, которого не выдерживали ни теннисные мячи, ни самые твёрдые говяжьи кости. Удивительно, но этот инцидент не привёл к охлаждению отношений собак — Горка по-прежнему таскал старику косточки, делая подарки с присущей крепким хозяйственникам выгодой. В данном случае малыш сноровисто менял маленькие косточки, которые мы ему давали, на большие, которые давали Гере.

Но вернёмся к причинам развития деструктивного поведения щенков. Итак, щенок Горка начинал трепать украденные хозяйские вещи, перевозбуждаясь. Когда наступало перевозбуждение? Тогда, когда он уставал. Универсальных средств борьбы с этим естественным проявлением человеческой (пардон, собачьей) натуры нет. Распространённый метод — закрыть собаку в клетке — не очень хорош. Взрослеющей собаке, — так же, как и ребёнку, — необходимо развиваться, много двигаться, манипулировать предметами, и сидение в клетке никак не способствует её нормальному развитию, прежде всего интеллектуальному. Если уж возникает необходимость ограничивать свободу щенка, то лучше делать это ненадолго, а ещё лучше использовать для этой цели манежи, которые можно совмещать один с другим, образуя просторные «загоны».

Но этого недостаточно. Ведь щенку необходимо правильно развиваться даже в заточении! К счастью, в настоящее время существует великое множество различных игрушек — предметов, которые и зуд в дёснах утолят, и развитию поспособствуют. Это прежде всего многочисленные каны — игрушки с дырочками: в них прячут корм, который оттуда порционно вываливается, когда щенки жуют, катают, бросают и толкают эти замечательные предметы. Ну и, конечно, старые добрые косточки — только такие, чтобы не крошились и при разгрызании не травмировали осколками дёсны, пищевод и желудок щенка. Отлично идут, кстати, целиковые бычьи хвосты — если есть возможность их достать: и еда полезная, и занятие интересное. Тот же Гера буквально «вырос» на такой диете и старых дрессировочных жгутах.

Чем хороши каны? Тем, что они дают не только возможность чем-то занять щенка, но и загружают его мозг. Конечно, всегда найдутся экземпляры типа лучшего друга моего Горки бурбуля Балу с могучими челюстями, которые не будут «заморачиваться» сложным манипулированием кана, а просто раздавят или разгрызут его. Однако и это, согласитесь, тоже занятие.

Яна, которая любила мыло
Однако порой деструктивная деятельность, которой в той или иной форме «перебаливали» все щенки, закрепляется, входит у собаки в дурную привычку. Порой собаки начинают разрушать всё вокруг по причине банальной скуки, недогруженности, отсутствия внешних раздражителей, недостаток которых они восполняют на прогулке.

Если недостаток, как выражаются учёные, «внешних стимулов» не восполнить с помощью прогулки, не загрузить собаку какой-нибудь деятельностью, то у неё может развиться стрессоподобное состояние, которое в ста процентах из ста, если его не «вылечить» своевременно, ведёт к формированию нежелательных стереотипов поведения.

Одна из моих собак, сука ризеншнауцера Яна — из тех, настоящих жёстких ризеншнауцеров начала 80-х, — в случае если на прогулке я недостаточно загружал её, неизменно наказывала меня, в ту пору начинающего дрессировщика, разорванными книгами и зажёванными глянцевыми фотографиями, к которым имела особое пристрастие. Однако настоящую страсть вызывало у неё хозяйственное мыло. Его она поедала при любом удобном случае, причём — что требует отдельного научного исследования — без всяких видимых последствий для организма. Никаких канов в то время и в помине не было, с костями Яна расправлялась со стремительностью шредера… Единственное реально и бесповоротно действовавшее средство было хорошенько утомить её на прогулке. Например, минут сорок–пятьдесят побросать ей мячик. Или позаниматься нормативным преодолением препятствий. Или дать ей поиграть с другими собаками и опять покидать мячик. Или спрятать мячик куда-нибудь подальше, присесть минут на сорок на скамеечку и смотреть, как она его ищет… Не так много, в общем, было вариантов, обязательно включавших энергичное движение в течение не менее 40 минут.

Таким образом, один из эффективных методов (но не панацея!) «лечения» деструктивного поведения — интенсивная физическая нагрузка.



Иван Затевахин
Это отрывок из книги «Записки дрессировщика собак», которая готовится к печати в издательстве «Эксмо».










Телефон: (8-925) 272-65-44
(8-916) 564-58-75
Copyright 2008. Питомник « Звёздная Пыль »