Добро пожаловать на сайт питомника

Здесь Вы найдете информацию о собаках породы: Джек Рассел терьер, Вельш Корги Пемброк, Миниатюрный бультерьер / минибуль /, Английский стаффордширский бультерьер / стаффбуль, стаффи /. Фотографии собак, щенков, выдержки из стандартов пород и множество другой информации по разведению и содержанию собак! Так же Вы сможете купить щенков этих пород в нашем питомнике ( в Москве ) недорого.





Here You will find information about kennel-klub "Star Dust" (breeds: Jack Russel Terrier, Welsh Corgi Pembroke, Mini Bull Terrier, Staffordshire Bull Terrier), photographies of dogs and puppies, endurances from standards of sorts, as well as information on tonsorial and hotel for dogs and ensemble other information on a reconnoitring and contents of dogs.

Генетические предпосылки к проблемам поведения у разных пород собак. Бывают ли плохие собаки у хороших хозяев и как генетика влияет на поведение?





«Хорошие» и «плохие» собаки
Есть выражение «Не бывает плохих собак, а бывают плохие хозяева». В общем, это хорошее выражение, потому что оно обращает внимание на ответственность хозяина за то, чтобы его собака была «хорошей». Хотя понятия «хороший» и «плохой» относительные и субъективные.

Мы не будем углубляться в философию, а просто примем факт, что у кого-то есть собака, которая не соответствует ожиданиям владельца. Причем некоторые собаки не соответствуют ожиданиям очень многих людей, например, всю жизнь писают дома, и, несмотря на то, что хозяева делают все, что возможно, проблему решить не удается. Бывает и такое – это обусловлено генетикой. Это то, что мы будем условно называть «плохой» собакой. Хотя хозяева могут ее любить и находить массу других достоинств.

Есть вещи, которые не зависят от хозяина. Доказательство тому – эпидемиология поведенческих проблем по породам.

Например, у чихуахуа и мелких терьеров часто встречаются проблемы с нечистоплотностью дома. Скорее всего, есть генетические предпосылки. Хотя часть таких проблем не связана с генетикой – маленьких собак люди менее старательно приучают к чистоплотности, и в этом случае проблема связана с недостаточно серьезным отношением хозяина.

Еще один пример – агрессия, которую проявляют, например, ротвейлеры. Были проведены исследования по сравнению ротвейлеров и лабрадоров, и оказалось, что частота проявления агрессии у тех и других одинаковая. Но ущерб, который могут нанести ротвейлеры, например, другим собакам – намного больший. К тому же, хозяева, покупая ротвейлера, ожидают от него поведения, описанного в СМИ.

То есть у разных пород есть слава, своего рода «карма», которая их преследует. Это не генетика. Но есть и генетическая подоплека.

Также есть теория, что наилучшие результаты в спорте и на определенных видах службы показывают не все подряд собаки, а определенные породы. Например, все знают, что бордер-колли выигрывают соревнования по аджилити. И каждый, кто хочет серьезно заниматься этим видом спорта, покупает бордер-колли, а не мастифа. Здесь сочетаются и слава, которая идет за бордер-колли, и генетическая подоплека: мастиф – собака массивная, быстро двигаться не будет, планки собьет и соревнования не выиграет.

Как породы собак различаются между собой?
У пород собак совершенно точно есть различия, связанные с физическими ограничениями. Если у собаки короткие лапки, она физически не может делать того же, что и собака с длинными лапами, и ей приходится что-то с этим делать. Например, чтобы увидеть что-то, она вынуждена вставать на задние лапы и т.д. Малинуа гораздо легче показать свои эмоции, чем бобтейлу, у которого нет хвоста, а морда полностью закрыта шерстью. А большой собаке (например, мастифу), гораздо легче привлечь к себе внимание, чем мопсу, и последнему приходится быть более шустрым и шумным. То есть физические особенности и ограничения требуют какой-то компенсации.

Есть особенности, характерные для конкретных пород. Одно из недавних исследований было посвящено стереотипии у доберманов. Стереотипий много, но на этот раз выбрали ту, при которой собака навязчиво долгое время грызет или сосет участок тела (чаще всего бок или лапу) до образования ран. До этого стереотипия много изучалась у людей, и было более-менее понятно, где нужно искать, поэтому исследование оказалось удачным. Сравнили сотни собак со стереотипией и без и обнаружили наибольшее различие в 119 эволюционно стабильных участках генома. Затем по ним сравнили собак разных пород группы риска со стереотипией и без.

Подтвердили: есть 4 гена, связанных с работой синапсов, и несколько некодирующих элеменов с регуляторной функцией. Согласно результатам исследования, собаки с такими генетическими нарушениями не способны получать удовольствие от жизни нормальным образом. Так что они вынуждены заставлять организм производить очень-очень много эндорфинов.

Если имеет место генетическое нарушение, можно подобрать лекарство, которое будет способствовать «удержанию» рецепторами эндорфинов и позволит собаке вести нормальную жизнь. К тому же, возможность делать анализ, как это делается, например, при дисплазии, позволит не допускать таких собак в разведение. Есть породы группы риска, у которых чаще всего встречается такая мутация: бультерьер, вест-хайленд-уайт-терьер, джек-рассел-терьер, немецкая овчарка. Это не причина не заводить этих собак. Просто если вы знаете, что у родителей что-то такое было, стоит проявлять осторожность и, возможно, выбрать другого заводчика. «Вне группы риска»: леонбергер и грейхаунд, однако рассчитывать на то, что эту мутацию можно искоренить полностью, не стоит.

Если стереотипия генетическая, то здесь неважно, «хороший» хозяин или «плохой» - она может проявиться и в благополучных условиях.

Но есть стереотипия, связанная не с генетической предрасположенностью, а со стрессом. И в этом случае условия жизни собаки имеют решающее значение.

Что лежит в основе поведенческих различий пород собак?
Физические особенности собаки и генетические мутации не зависят ни от самой собаки, ни от нас, и повлиять на них в каждом конкретном случае мы не можем. Поэтому даже у «хороших» хозяев может быть «плохая» собака (в кавычках, потому что вины собаки в этом нет).

Но гораздо чаще мы сталкиваемся с другим: например, начинаем обучать щенка, и нам важно знать, с кем мы имеем дело. Как же наследуется поведение?

Есть классическая работа Скотта и Фуллера «Генетика и социальное поведение собак». Это первая и пока единственная существенная работа на эту тему. Исследователи держали собак разных пород в одинаковых условиях и составляли подробные этограммы – списки поведенческих элементов, которые наблюдали. Над этим трудилась целая лаборатория, и, в частности, благодаря им мы знаем о периодах социализации.

Для нас важно то, что у собак всех пород и у волков этограммы были одинаковыми, но частоты, длительности и возраст, когда проявлялись те или иные поведенческие элементы, отличались. То есть различия между породами не в том, ЧТО они делают, а в том, КАК ЧАСТО и ДОЛГО они это делают и КОГДА НАЧИНАЮТ делать.

В этологии известны понятия «стимул» и «реакция». Стимул запускает определенную реакцию, словно ключ, открывающий определенный замок.

Например, щенок родился, обладая сосательным рефлексом, но что ему сосать, пока не знает. Он ползает вокруг мамы (либо та сама подталкивает его к своему животу) и демонстрирует поисковое поведение – ищет подходящий стимул. И когда он находит сосок, этот стимул подходит как ключ к замку и запускает реакцию – сосательный рефлекс. Он начинает сосать получает подкрепление (молоко) – все, схема запустилась, теперь у него есть готовое пищедобывательное поведение.

Или щенок бегает, видит другого щенка, но пока не понимает, что делать. Внутри у него есть игровое поведение, но он еще не знает, на какой стимул оно будет запускаться. Он подходит к другому щенку, обнюхивает его, дотрагивается лапкой, и вдруг тот щенок падает на передние лапки. И это тут же запускает реакцию у нашего щенка, который тоже припадает на передние лапки. И теперь каждый раз, когда он видит, что кто-то припал на передние лапки, у него будет запускаться игровое поведение.

Если второй щенок «запустит» агрессию, то в нашем щенке есть соответствующее поведение, например, избегание или ответная агрессия.

Так работают все схемы поведения. При этом даже врожденная реакция не будет проявляться без соответствующего стимула.

Важные поведенческие цепочки могут эволюционировать только вместе. Стимул не может эволюционировать отдельно от реакции.

Например, бульдоги довольно странно для собак выглядят, двигаются и пыхтят. Поэтому собаки зачастую проявляют по отношению к ним агрессию, если плохо социализированы, не встречали в детстве бульдогов и не знают, как с ними общаться. При этом очень многим собакам нравятся дворняжки – благодаря тому, что генетическое разнообразие у них чуть побольше, а стимулы хоть в чем-то немного более естественные. Чтобы собака воспринимала самых разных сородичей, ей крайне важна социализация. Если же собака не воспринимает бульдога как представителя своего вида, он не запускает в ней те реакции, которые мы ожидаем.

Быстрых различий в поведении можно достичь, изменив время «включения и выключения» стимула или скорость и длительность реакции. Именно так мы меняем породу. И в этом состоят различия между породами.

Например, длительность периода социализации изначально достаточно короткая. Волчатам нужно успеть вырасти за одну весну, когда есть много дичи. Поэтому нужно быстро освоить территорию, познакомиться со стаей и переходить к половому созреванию. С домашними собаками ситуация другая: пищи много, бороться за нее не нужно, но необходимо познакомиться с множеством вещей: машинами, людьми, другими собаками, другими животными и т.п. И чем дольше период социализации, тем лучше (конечно, если собаке не нужно выживать в лесу). Поэтому лучшие собаки-компаньоны – это собаки с очень длинным периодом социализации (до 8 месяцев), например, лабрадоры. Проводники слепых – также собаки с очень длительным периодом социализации.

Еще один пример – возраст развития игрового поведения. То, насколько игрива ваша собака, часто зависит не от вас, а от заводчика – это важно знать людям, которые занимаются спортом. Вопрос, будет ли, например, немецкая овчарка активно интересоваться игрушками, зависит от заводчика, так как игровое поведение включается у нее в возрасте 4 – 5 недель, и важно, чтобы у щенка в этот период было как можно больше игрушек – тогда сформируется активное игровое поведение.

Важен возраст полового созревания. Чем позже созревает собака, тем позже к ней начинают проявлять агрессию сородичи, потому что она будет как бы щенком, обладающим неприкосновенностью.

Отличается также возраст развития хищнического поведения и то, будет ли оно сформировано полностью.

У собак также разная способность получать удовольствие. Есть нейротрансмиттеры, которые отвечают за то, что собака получает удовольствие. Это не только эндорфины, но также, например, дофамин. И способность обучаться связана с дофамином: собака получает огромное удовольствие от того, что сумела разгадать вашу загадку. Такая собака будет обучаться лучше и быстрее, но может становиться очень зависимой и возбужденной (например, бордер-колли и малинуа).

У многих пород собак недоверчивость, как и возбуждение, связаны с уровнем дофамина.

Здесь нет вариантов «лучше» и «хуже», все относительно. Вам решать, насколько нужно, чтобы собака была, к примеру, сумасшедшим игроманом. Или если у вас охотничья собака – насколько необходимо, чтобы она убивала жертву – или нужна собака, которая находит животных, но не убивает, и у которой хищническое поведение не развито в полной мере.

Что происходит в процессе жизни собаки и на что мы можем повлиять?
Когда щенок маленький, у него может быть выраженное исследовательское поведение (щенок ищет стимулы, на которые можно отреагировать). А может не искать стимулы, а просто лежать и пропустить все, что ему может предложить окружающая среда. У щенка с выраженным исследовательским поведением период социализации при прочих равных условиях пройдет лучше. Но мы можем обеспечить щенку ранний хендлинг. Он не имеет отношения к выставкам, это когда мы берем щенка и делаем ему специальный массажик и даем больше стимулов, что может, в свою очередь, активизировать исследовательское поведение.

Когда щенок подрастает, для нас важен момент включения игрового поведения. Мы можем обогатить среду и активно вовлекать щенка в игры.

Если период социализации очень короткий или уже закончился, мы все же можем обогащать среду, обеспечить длительные прогулки, много общения с сородичами и таким образом в некоторой степени компенсировать то, что собака недополучила.

Собака может быть инфантильной, нечувствительной к дистанциям и меткам. Мы можем поощрять сигналы примирения, кастрировать собаку, избегать конфликтных ситуаций или корректировать поведение.

Если у собаки имеются проблемы поведения и вы обратились к грамотному специалисту, он вначале попытается понять, связано ли это с болезнью (в том числе с мутациями) либо со стрессовым состоянием собаки, и можно ли помочь зоопсихологически или нужно обращаться к грамотному ветеринару.



Софья Баскина, этолог, кандидат биологических наук, создатель Школы прикладной этологии.










Телефон: (8-925) 272-65-44
(8-916) 564-58-75
Copyright 2008. Питомник « Звёздная Пыль »